+7(965)538-87-44 [email protected]
Министерство Внутренних Дел СССР

Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ) — специальный орган[1] Российской Федерации, существовавший в период с 24 декабря 1991 года по 1 июля 2003 года.

Агентство создано Указом Президента РСФСР № 313 от 24 декабря 1991 года «О создании Федерального агентства правительственной связи при Президенте РСФСР» на базе Комитета правительственной связи при Президенте РСФСР, Государственного информационно-вычислительного центра при Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям (Госцентр СССР) с подведомственными ему организациями (НИИ «Ромб», НИИ «Энергия», НИЦ «Терминал», Научно-тематический центр) и Московского НИИ электротехники Научно-производственного объединения «Автоматика». Также в его состав вошло бывшее 16-е управление КГБ, которое стало именоваться Главное управление радиоэлектронной разведки средств связи (ГУРРСС или 3ГУ).

Первым директором ФАПСИ 24 декабря 1991 года был назначен Старовойтов Александр Владимирович с присвоением ему звания генерал-полковника.

Статус и назначение ФАПСИ были определены Законом России № 4524-1 от 19 февраля 1993 года «О федеральных органах правительственной связи и информации».

Эмблема ФАПСИ учреждена Указом Президента России № 338, от 15 марта 1999 года, «Об учреждении геральдического знака — эмблемы федеральных органов правительственной связи и информации».

Флаг ФАПСИ учреждён Указом Президента России № 1228, от 15 октября 2001 года, «О флаге Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и знамени войск Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации».

В 1995 году уже началась подготовка большой реформы МВД России, нацеленной на совершенствование государственного управления в области безопасности РФ. В ходе этой реформы Федеральное агентство правительственной связи и информации должны были расформировать, а все его функции передать Федеральной службе безопасности. Однако, согласно Указу Президента РФ от 11 марта 2003 года № 308, «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации» все обязанности ФАПСИ были распределены между ФСО России, ФСБ России,СВР России и Службой специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации.[2][3]

Структура

Структура ФАПСИ была строго засекречена и, по некоторым данным, была схожа со структурой американской спецслужбы АНБ, имеющей схожие цели и задачи. Однако, большинство источников указывают в структуре ФАПСИ следующие подразделения:[4]

  • Главное научно-техническое управление
  • Главное управление правительственной связи
  • Главное управление безопасности связи
  • Главное управление радиоэлектронной разведки средств связи
  • Главное управление информационных систем
  • Главное административное управление
  • Криптографическая служба
  • Управление внешних связей

Цели и задачи

ФАПСИ имело статус центрального органа федеральной исполнительной власти, ведающего вопросами организации и обеспечения правительственной связи, иных видов специальной связи для государственных органов, организации и обеспечения криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи, организации и ведения разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, специального информационного обеспечения высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти.

Подготовку специалистов для ФАПСИ в основном осуществляло Орловское высшее военное командное училище связи (ОВВКУС) (в 1992 году училище преобразовано в Военный институт правительственной связи, а в 2000 году — в Академию ФАПСИ; ныне Академия ФСО России). Также подготовка осуществлялась на базе учебных заведений смежных ведомств, например, Курс ФАПСИ (с 2000 года 6-й дивизион) при ГВИ ФПС России.

Основными направлениями деятельности ФАПСИ являлись:

  • организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, развития и совершенствования правительственной связи, иных видов специальной связи и систем специальной информации для государственных органов;
  • обеспечение в пределах своей компетенции сохранности государственных секретов; организация и обеспечение криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и её учреждениях за рубежом;
  • организация и ведение внешней разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов;
  • обеспечение высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти, Совета безопасности Российской Федерации достоверной и независимой от других источников специальной информацией (материалы внешней разведывательной деятельности, информация по поддержанию управления народным хозяйством в особый период, военное время и при чрезвычайных ситуациях, экономическая информация мобилизационного назначения, информация социально-экономического мониторинга), необходимой им для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, науки и техники, международных отношений, экологии, а также мобилизационной готовности.
  • лицензирование предприятий, осуществляющих деятельность в сфере защиты информации, связи и коммуникаций, а также тех предприятий, деятельность которых связана с использованием сведений, составляющих государственную тайну.[5]
  • сертификация средств связи и защиты информации.[6]

С развитием интернет-технологий перед поставщиками телекоммуникационных услуг встал вопрос об обеспечении сохранности конфиденциальной информации своих пользователей, что предполагало использование средств криптографической защиты. Лицензирование всех этих средств, а также самой деятельности поставщиков телекоммуникационных услуг занималось Федеральное агентство правительственной связи и информации, однако для конечного пользователя, лицензия ФАПСИ для использования СКЗИ (средств криптографической защиты информации) не требовалась[7].

В годы существования ФАПСИ спецслужбы РФ вели активную разведывательную деятельность на территории других стран. Эта деятельность неразрывно связана с проблемами шифрования, передачи и сохранности разведывательной информации, поэтому к этой работе привлекались и сотрудники ФАПСИ. По мнению Олега Гордиевского в группу могли входить: четыре человека для политической разведки, три для контрразведки, два для технологической разведки и один для экономической. Кроме этого, сотрудник, работающий с компьютерами, и сотрудник, отвечающий за радиоразведку, а также водитель, шифровальщик и агент, обеспечивающий отсылку закодированных сообщений. Естественно, все подробности подобных операций находятся под грифом секретности.[8]

Прямой и самой главной обязанностью ФАПСИ было обеспечение шифрования линий связи президента и премьер-министра, а также отслеживание и пресечение несанкционированного доступа ко всем электронным систем, имеющих отношение к государственной инфраструктуре, в том числе транспортной, энергетической и другим. Об этом сотрудники ФАПСИ докладывали высшему руководству на немногочисленных несекретных докладах. Кроме того, Агентство пристально следило за деятельностью других государств в этой области, отслеживало все экономические транзакции, а также занималось наблюдением интернет-активности, что, по некоторым данным, давало Агентству возможность отслеживать действия некоторых людей в сети.[9] Активно прорабатывалась концепция информационного оружия в контексте ведения боевых действий, как альтернатива оружию массового поражения.[10]

Руководство

Генеральные директора

Код номерных знаков

Код номерных знаков транспортных средств Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ) — 16.[11]